Каталог

Вы здесь

Главные пары

ГЛАВНАЯ ПАРА

 Главная пара а/м Нива и Шевроле Нива - это зубчатый механизм, предназначенный для передачи крутящего момента от карданного вала к колесам. В автомобилях Нива и Шевроле Нива две Главные Пары, они установлены в редукторах переднего и заднего мостов. Главная пара состоит из двух конических шестерен: ведущей и ведомой. Они установлены под углом 90 градусов друг к другу, причем ось ведущей шестерни смещена вниз относительно ведомой на 31.75мм. Такая зубчатая передача называется гипоидной с нижним смещением. Смещение уменьшает размер редуктора, позволяет одновременно находиться в зацеплении большему количеству зубьев, и обеспечивает скольжение их рабочих поверхностей. Также снижается нагрузка на каждый зуб и уровень шума.

Назначение главной пары в  Шевроле Ниве и Ниве

1. Передача крутящего момента под углом 90 градусов. Карданный вал вращается поперек оси движения автомобиля, а вот колеса крутятся вдоль.

2. Увеличение передаваемого Главной парой момента от двигателя к колесам. Это увеличение определяется передаточным отношением или передаточным числом главной пары. 

Если с первым пунктом все понятно, то со вторым нужно как следует разобраться. Передаточное отношение - это отношение количества зубьев ведомой шестерни к количеству зубьев ведущей. Проще говоря, чтобы посчитать передаточное число Главной Передачи, нужно разделить количество зубьев большой шестерни на количество зубьев маленькой. Передаточное число позволяет определить степень увеличения крутящего момента этой парой: чем оно больше, тем больше это увеличение.

Таким образом, увеличение передаточного отношения при одинаковом диаметре колес, делает Ниву более динамичной, ускоряет разгон до заданной скорости. Иначе говоря, при тех же оборотах двигателя, к колесам подводится больший крутящий момент. Обратной стороной увеличения момента является уменьшение максимальной скорости. Передаточное отношение обычно подбирается разработчиками автомобиля, исходя из возможностей двигателя таким образом, чтобы максимально использовать заложенный в нем потенциал.

На Нивах и Шевроле Нивах на заводе устанавливаются Главные Пары с передаточным отношением 3.9 (так называемая "шестерочная" пара, от ВАЗ 2106), хотя изначально Нива 2121 проектировалась и выпускалась с парами 4.1 (ВАЗ 2103). Именно из-за этого, новые Нивы и Нивы Шевроле имеют такой вялый разгон и плохую динамику. Думаю, АвтоВАЗ сделал это исходя из соображений унификации, к тому же, формально, пара 3.9 позволяет написать в характеристиках бОльшую максимальную скорость. Что поделать - нынче автомобили проектируют не инженеры, а маркетологи, именно они "знают" что и как нужно сделать, чтобы автомобиль хорошо продавался.

До начала 90 - х годов двадцатого века, АвтоВаз выпускал свои машины со следующими главными парами: 3.9 (ВАЗ 2106), 4.1(ВАЗ 2103), 4.3(ВАЗ 2101) и 4.44(ВАЗ 2102). "Копейке" с мотором 1.2л дали большую пару, "Трешке" с мотором 1.5 - поменьше, самой мощной "шестерке" - самую скоростную, а 2102, как настоящему грузовику  - самую мощную и тяговитую. Теперь же - только 3.9.

Пары с другим (не 3.9) передаточным отношением давным давно сняты АвтоВазом с производства, так что все, что сейчас можно найти в продаже изготовлено НЕ на Автовазе. Отсюда огромное количеств "контрафакта". Гипоидная передача работает с огромными нагрузками, к качеству изготовления и термообработки шестерен предъявляются очень высокие требования, поэтому сделать качественную пару в кустарных условиях просто невозможно.

Зачем и когда нужно менять Главные пары? Основных причин две:

1. Улучшение динамики, увеличение мощности Нивы и Шевроле Нивы. Установкой больших главных пар можно банально увеличить динамику и приемистость автомобиля. Это тюнинг в чистом виде, а основное его преимущество в том, что конструкция автомобиля не меняется и ни у каких агрегатов не уменьшается ресурс и надежность. Минусы - уменьшение максимальной скорости, и неправильные показания спидометра: чем больше главная пара, тем больше спидометр завышает показания. Следует отметить, что уменьшение "максималки" настолько незначительно, что реально вы его просто не почувствуете.

2. Установка колес большего диаметра. Если на Ниву или Шниву устанавливаются большие колеса, установка более мощных Главных Пар превращается в необходимость. Дело в том, что чем больше диаметр колеса, тем тяжелее мотору его крутить. Другими словами, чем больше колесо, тем машина "тупее". Так что, если вы решили увеличить проходимость Шевроле Нивы или Нивы установкой больших колес, вам обязательно придется ставить Главные Пары с увеличенным передаточным отношением, чтобы компенсировать потерю тяги. Иначе, вы не сможете без "понижайки" выехать даже из небольшого сугроба. Какая уж тут тяга в грязи!  

 Автор: Виктор Глуздовский aka Glu